вторник, 24 июня 2008 г.

Когда Дигнага377 принялся за переработку учения об умозаключении, он нашел в системе ньяя, которая

Когда Дигнага377 принялся за переработку учения об умозаключении, он нашел в системе ньяя, которая специализировалась на разработке логических вопросов, следующее положение. Умозаключение входило в состав 4 источников знания, которые все вместе составляли одну из так называемых 16 категорий (padartha) найяиков. Но, кроме того, в число этих 16 категорий, под коими следует разуметь лишь 16 особых диалектических приемов, в качестве 7-го диалектического приема входит 5-членный силлогизм, а логические ошибки или неправильные логические основания составляют 13-й член этой системы (NS. I. 1. 1). Основания такого деления совершенно неизвестны, оно во всяком случае произвольно, и создалось, вероятно, случайно. Дигнага объединил все это в одно учение об умозаключении; 5-членный силлогизм он заменил 3-х и даже 2-членным378 и придал ему значение внешнего выражения в словах того процесса мышления, который состоит в неразрывной связи понятий. Получилось учение об умозаключении 'для себя' и 'для других', которое затем было принято почти всеми другими системами. Умозаключение определяется в сутрах найяиков как источник знания, которому предшествует восприятие (NS. I. 1. 5)- Под предшествованием восприятия разумеется, по объяснению Уддьотакары (NV. 46), непосредственное восприятие чувством логического признака и его связи со следствием. Это восприятие, по его же объяснению, проходит через три стадии. Первое восприятие состоит в прежнем восприятии сосуществования логического признака со следствием; второе в данном восприятии одного логического признака, и третье в восприятии того же признака, но уже в качестве состоящего в связи со следствием; это третье восприятие совершается при содействии памяти. Такое измененное определение умозаключения как результата тройного усвоения логического признака удержалось в системе ньяя-вайшешика до наших дней (см. TS. 47). Дигнага совершенно не соглашался с таким определением и, со своей стороны, определял умозаключение как факт неразрывной связи понятий, выражающейся в трех свойствах логического признака (ср. бизнес стиль

Комментариев нет: