вторник, 24 июня 2008 г.

«'Дающий ясные представления',— говорит он (NVTT

'Дающий ясные представления', говорит он (NVTT. 81. 24), значит то же, что и не совершающийся при участии мышления (или различающий в объекте его признаки)... Так как это совершенно ясно, то ученики сами могут это понять; ни автор бха- *цьи, ни автор варттик этого не разъясняли. Вслед затем, однако, Вачаспатимишра весьма подробно излагает все буддийское учение о восприятии, которое, конечно, ученикам не рыло более ясно, чем все остальное. Искусственность толкования Вачаспатимишры очевидна. Ему, несомненно, хотелось ввести в систему ньяя различие обоих видов восприятия, так же как это сделал Кумарила, на которого он ссылается (NVTT. 81. 7 и 89- 67). Старания его Увенчались успехом, и учение о двух видах восприятия, искусственно навязанное им сутрам, удержалось в системе ньяя |до наших дней. Сутры вайшешики не содержат определения восприятия. |В одной сутре (VS. VIII. 2) сказано, однако, что не воспринимаются чувствами душа и внутреннее чувство. Шанкарамиш- Ml pa соединяет с этой сутрой полемику против буддистов. Он говорит, что не только чистое восприятие, отличающееся от мышления, есть истинное познание, но и то, которое воспринимает общие признаки, так как последние реально существуют (jatyadikam ca vastubhutam). Прашастапада (РВ. 86) определяет термин восприятие как 'знание, возникающее в зависимости от каждого из чувств'. Объяснение это несколько напоминает по способу выражения рассуждение мадхьямиков об относительности чувственного восприятия i(PP. 6). Затем он указывает на два вида восприятия: одно чис-ро-чувственное, не содержащее в себе результата знания Ь. е. ясного представления, а другое безошибочное, 'несловесное', являющееся источником знания о всех предметах. Признак 'несловесный' толкуется так же, как и у Ватсьяяны. Первый вид относится ко второму, как причина к результату. По своему обыкновению, Прашастапада тщательно маскирует свою.зависимость от буддистов, избегая употреблять их термины; однако не может быть никакого сомнения в том, что и гчение о двух видах восприятия создалось у него под влиянием буддистов. Бесплатно видео ролики-бесплатные видео ролики!

Комментариев нет: